Продуцентами являются:
Продуцентами являются:
На схеме строения речного рака структурные элементы нервной системы обозначены цифрами:
Моря и океаны входят в состав:
Зубр европейский в Беларуси является:
Гаплоидным набором хромосом называют:
Укажите утверждение, верно характеризующее дыхательную систему человека:
Организм с генотипом FFgg является:
Укажите недостающее звено в последовательности,определяющей место человека в зоологической системе:
класс Млекопитающие → ? → тип Хордовые.
Примером топических связей популяций в биоценозе является:
Выделительная система земноводных представлена:
Из пяти аминокислот был синтезирован пептид. Какова молекулярная масса полученного пептида, если известно, что средняя молекулярная масса каждой из входящих в него аминокислот равна 120, а молекулярная масса воды — 18?
Для аэробного этапа клеточного дыхания, так же как и для спиртового брожения, характерны признаки:
а — представляет собой многоступенчатый процесс
б — катализируется ферментами
в — одним из конечных продуктов является
г — протекает при участии
д — при расщеплении I молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ
Из четырех приведенных пар органов (структур) живых организмов три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:
Размножение животных обеспечивает система органов:
В профазе митоза:
В состав скелета свободной верхней конечности человека не входит(-ят):
Женщине, имеющей резус-положительную кровь первой группы, после аварии требуется переливание крови. Донором для пострадавшей может стать:
а) сын женщины, так как набор генов и белков у родственников всегда одинаковый
б) мужчина с резус-положительной кровью, содержащей антитела и
в) мужчина с резус-отрицательной кровью, содержащей антигены A и B
г) женщина с кровью, содержащей антиген A и антитела резус-фактор не имеет значения
д) женщина с резус-положительной кровью, содержащей антиген B и антитела
1) а, б; 2) б, г; 3) в, д; 4) только б.
Выберите три верных утверждения:
1) АТФ-сомы — это образования, расположенные в ядрышке
2) первичная лизосома содержит пищеварительные ферменты
3) субъединицы рибосом образованы комплексом РНК и белков
4) метод гистохимии используется для изучения строения органоидов
5) в мембранах тилакоидов содержатся ферменты световой фазы фотосинтеза
6) в области первичной перетяжки хромосом расположен ядрышковый организатор
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 135.
У лабораторных мышей ген, определяющий качество шерсти, сцеплен с геном, влияющим на развитие формы вибрисс, и находится от него на расстоянии 4 морганиды. Шелковистая шерсть и волнистые вибриссы определяются рецессивными аутосомными генами. В эксперименте было проведено анализирующее скрещивание дигетерозиготной особи, гомозиготная мать которой имела обычную шерсть и волнистые вибриссы. Какова вероятность (%) рождения мышей с шелковистой шерстью и прямыми вибриссами?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:
Консументы второго порядка 1,2 · 102 кДж |
Консументы первого порядка |
Продуценты 4,6 · 104 кДж |
Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких косуль(консументов первого порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одного консумента первого порядка сохраняется 200 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.
Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:
Консументы второго порядка 9,3 · 103 кДж |
Консументы первого порядка |
Продуценты 1,5 · 105 кДж |
Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких лисиц (консументов второго порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одной лисицы сохраняется 300 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) лен;
2) клен;
3) орляк;
4) ячмень;
5) спорынья;
6) шиповник
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Проводящая ткань, расположенная в стебле древесного растения под камбием, состоящая из проводящих, механических элементов и паренхимных клеток, называется... .
Определите, какой способ видообразования описывает каждый пример:
А) гигантская энотера (2n=48) получена на основе полиплоидии из обычной формы энотеры (2n=24)
Б) в Северном полушарии произрастает три близкородственных вида лиственниц: европейская — в Европе, даурская — в Восточной Сибири, американская — в Северной Америке
B) на сенокосных лугах существует несколько подвидов большого погремка, один из которых успевает отцвести и дать семена до укоса, другой цветет в конце лета после укоса
1) симпатрическое
2) аллопатрическое
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .
Укажите три верных утверждения:
1) термин «биосфера» ввел Э. Зюсс;
2) явление фагоцитоза открыл И. И. Мечников;
3) трехмерную модель структуры ДНК разработал К. А. Тимирязев;
4) закон гомологических рядов наследственной изменчивости сформулировал А. Левенгук;
5) дополнил клеточную теорию положением о том, что дочерние клетки образуются путем деления материнских клеток, Р. Вирхов.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Укажите три признака приспособления птиц к полету.
1) редукция скелета пальцев кисти;
2) бесшовное срастание костей черепа;
3) газообмен в легких на вдохе и выдохе;
4)хорошо развитое голосовое общение — пение;
5) расширение нижней части пищевода и образование зоба
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Выберите два признака, которые являются общими для амебы обыкновенной и инфузории туфельки:
1) спорообразование;
2) гетеротрофный тип питания;
3) половой процесс — конъюгация;
4) имеют светочувствительный глазок — стигму;
5) движение осуществляется при помощи ложноножек;
6) непереваренные остатки пищи удаляются через порошицу;
7) выделение воды и растворенных веществ происходит через сократительную вакуоль.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 15.
Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых приведены описания экологического критерия вида Баранец обыкновенный:
(1)Баранец обыкновенный — многолетнее вечнозеленое растение с коротким корневищем и побегами высотой 10−20 см. (2)Его узколанцетные листья расположены по спирали. (З)Произрастает баранец преимущественно в старовозрастных еловых и широколиственно-еловых лесах. (4)Реже вид встречается в черноольховых лесах. (5)Баранец предпочитает слабокислую почву, незначительную освещенность и умеренное увлажнение. (б)Спороносит он во второй половине лета. (7)Может растение размножаться и вегетативно (опадающими выводковыми почками).
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Приведено влияние избытка или недостатка гормонов в крови на различные процессы в организме человека. Укажите, какой отдел вегетативной нервной системы вызывает аналогичный эффект. Для процессов углеводного обмена учитывайте противоположное влияние парасимпатической и симпатической нервной системы.
А) увеличение концентрации глюкозы в крови под действием глюкагона
Б) стимуляция энергетического обмена под влиянием гормонов щитовидной железы
В) превращение глюкозы в гликоген под действием инсулина
Г) повышение артериального давления под действием вазопрессина
Д) сужение кровеносных сосудов под влиянием ангиотензина Ⅱ
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз. Например: А152B1. .
На схеме строения нейрулы цифрами 1–3 обозначены три зародышевых 3 листка. Укажите, из клеток какого зародышевого листка развивается каждая из приведенных структур организма человека:
A) ребра;
Б) ногти;
B) щитовидная железа;
Г) гладкая мускулатура сосудов.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б1В2ГЗ.
Йод, содержащийся в живых организмах:
1) является макроэлементом;
2) является микроэлементом;
3) участвует в образовании пептидной связи;
4) входит в состав гормонов щитовидной железы;
5) обеспечивает сократимость мышечных волокон.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Установите соответствие:
A) увеличение надоев молока у коров при изменении качества корма
Б) рождение ребенка с синдромом Кляйнфельтера у здоровых родителей
B) повышение густоты шерсти у овец при понижении температуры окружающей среды
Г) появление мух с черным телом при скрещивании дрозофил, имеющих серый цвет тела
Д) появление цветков различной окраски у примулы в зависимости от температуры окружающей среды
1) генотипическая
2) модификационная
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б5ВЗГ2.
Установите соответствие:
A) крылья сороки и крылья пчелы
Б) колючки барбариса и усики гороха
B) корневище ириса и клубень картофеля
Г) корнеплод редиса и корни-присоски омелы
Д) копательные конечности крота и копательные конечности медведки
1) аналогичные органы
2) гомологичные органы
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б5ВЗГ2.
Схематические рисунки 1—4 отражают особенности строения органов дыхания позвоночных животных. Для каждого животного подберите соответствующую схему:
A) ласка;
Б) сова болотная;
B) ящерица прыткая;
Г) хомяк обыкновенный;
Д) жерлянка краснобрюхая
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: МБ4ВЗГ2Д1.
Укажите верные утверждения:
1) у вороны в головном мозге отделов больше, чем у рыси;
2) у собаки кругов кровообращения столько же, сколько и у голубя;
3) по типу развития птенцы лебедей и журавлей относятся к выводковым;
4) у млекопитающих шейный отдел позвоночника всегда состоит из семи позвонков;
5) у птиц оплодотворение наружное, оно происходит в гнезде в период насиживания яиц.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 14.
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) еж;
2) олень;
3) мышь;
4) выдра;
5) горилла.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Для каждого животного подберите схему, отражающую особенности строения его пищеварительной системы:
Животное(взрослая особь) | Схема строения пищеварительной системы | ||
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | |
A) плотва Б) горбуша B) скат-хвостокол Г) лягушка травяная Д) тритон гребенчатый |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2Г2ДЗ.
Укажите примеры специфического иммунного ответа организма человека:
1) повышение уровня глюкозы в крови при сахарном диабете;
2) связывание антигенов с антителами, выработанными плазмоцитами;
3) удаление микроорганизмов из дыхательной системы во время кашля;
4) появление пузыря, заполненного жидкостью, при термическом ожоге;
5) выработка иммуноглобулинов после вакцинации против туберкулеза.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.